Начну свой обзор с начального этапа после принятия решения о поездке – получением визы. Поездка на автомобиле предполагает свои особенности при сборе документов, а именно, помимо стандартных справок вам потребуется приложить ряд бумаг на машину. Это копия Грин карты (с зоной покрытия тех стран, куда вы собираетесь), копия СТС и маршрутный лист (Itinerary list). На всякий пожарный я делал копии ПТС и талона ТО, которые у меня также забрали в визовом центре при подаче остальных документов. Оригиналы всех документов при себе иметь ОБЯЗАТЕЛЬНО. Я подавал бумаги в консульство Италии как раз тогда, когда у них начались проблемы с задержкой в оформлении виз. Паспорта я получил вовремя, но вся эта канитель сказалась на сроках визы – они точно соответствовали заявленным, не смотря на большое количество ранее выданных шенгенских виз и поездку на машине. Хотя традиционно в случае поездки на автомобиле дают больший срок, чем заявлено, ввиду возможных происшествий на дороге. Учтите это при составлении маршрутного листа.
Перед поездкой кангушка была осмотрена в сервисе на предмет возможных поломок, поменяны масло и масляный фильтр, проверен сход-развал. В навигатор Гармин была загружена карта Европы 2013 года. Отмечу, что навигатор (карта) не всегда работал корректно, но иметь электронного помощника в таких путешествиях крайне желательно.
В пятницу вечером все необходимые для путешествия вещи были загружены в бокс (450 л). Багажник оставили по большей части пустым, поставив туда лишь складную коляску и коробку с едой для ребёнка. Для собирающихся в дальнее путешествие настоятельно рекомендую приобрести бокс на крышу, так как это очень удобный и полезный аксессуар.
В субботу в 5:00 отправились из Москвы в сторону Бреста. Экипаж в составе трёх человек: я, жена и малыш (1 год 7 месяцев). Сделаю небольшое отступление по поводу путешествий с маленькими детьми на автомобиле. У нас в стране, к сожалению, очень много людей негативно настроены по отношению к туристам с малышами. Их пугают разного рода страшилками и предубеждениями родственники, друзья и врачи. Главное в этом деле – не бояться и прислушиваться к разуму. Малыш это тот же взрослый, только маленький ))) Ему просто требуется больше внимания и заботы. Не забывайте, что в любой поездке необходимо строго соблюдать режим кормления и сна, а также давать малышу реализовывать свою активность во время частых остановок – это залог здоровья и хорошего настроения ребенка. В крайности с путешествиями впадать тоже не стоит. Помните, что смена климатического пояса, длительный перелёт и т.д. крайне негативно сказываются на организме малыша (впрочем, как и взрослого), поэтому подумайте десять раз прежде, чем отправляться в «жаркие и далёкие» страны с маленьким ребёнком. Начинать «приобщать» ребёнка к автомобильным путешествиям (если вы их любите) следует с 7-9 месяцев (как окрепнут мышцы и малыш научиться держать спинку и сидеть) с коротких поездок в парк, на дачу, в зоопарк и т.д. Если вам дорог ваш малыш, всегда возите его пристёгнутым в отдельном детском кресле. Для маленьких пассажиров принципиальным является расположение автокресла относительно движения машины. Кресло должно располагаться против хода движения. В ряде стран (Швеция, а скоро и Норвегия) такое расположение автокресла для детей до 3-4-х лет закреплено законодательно. Дело в том, что ребёнок в этом возрасте имеет очень слабую костно-мышечную систему, его голова не пропорционально большая относительно остального тела. Даже резкое торможение приводит к серьезным травмам шейных позвонков, а аварии на городских скоростях уже смертельно опасны. Подумайте об этом при выборе детского кресла для вашего малыша!
Ну да хватит о грустном! Москва в 5 утра субботы прекрасна, город в отсутствие машин сильно преображается. Спокойно и без пробок покидаем столицу нашей Родины. На всём пути строго соблюдаем скоростной режим и наблюдаем за частыми остановками летунов сотрудниками ГАИ. Я, кстати, за 12 860 км поездки не был ни разу остановлен сотрудниками полиции )))
Во многих странах мы уже бывали ранее, так что какие-то интересные и заслуживающие внимания города мы, к сожалению, объезжали для сокращения маршрута. А маршрут был довольно насыщенным, в скобках указаны места длительных остановок.
Россия (Москва) – Белоруссия – Польша (Варшава, Вроцлав) – Чехия – Германия (Нюрнберг, Ингольштадт, Мюнхен, Гармиш-Паркенкирхен) – Австрия – Германия (Швангау) – Швейцария (Шаффхаузен, Цюрих, Интерлакен, Женева) – Франция (Лион, Бордо) – Испания (Сан-Себастьян, Вальядолид) – Португалия (Гимарайиш, Брага, Вьяна-ду-Каштелу, Порту, Коимбра, Томар, Баталья, Алкобаса, Обидуш, Синтра, Лиссабон, Лоуле, Фару) – Испания (Севилья, Кордова, Гранада, Картахена, Валенсия, Барселона) – Франция (Ним, Авиньон, Марсель, Сен-Тропе, Канн, Ницца) – Монако (Монте-Карло) – Италия (Сан-Ремо, Империал, Турин, Милан, Верона, Падуя, Венеция) – Словения (Любляна) – Австрия (Вена) – Словакия (Братислава) – Чехия (Брно, Острава) – Польша (Краков) – Белоруссия – Россия (Москва).
Белоруссия, как всегда, встречает прекрасными дорогами, возделываемыми полями и порядком. Спешите увидеть пока Батька у власти! На магистралях отсутствует весь этот ненужный коммерческий мусор в виде бесконечного количества магазинчиков, рынков, рекламы и т.д., превращающий наши дороги вблизи населённых пунктов в настоящий ад. Кстати сейчас с российских легковых машин плату за проезд/транзит не берут.
На трассе Москва-Брест на территории Белоруссии часть остановок общественного транспорта сведена в сторону от трассы, чтобы автобусы не мешали автомобилям при высадке пассажиров. Пешеходные переходы также в большинстве своём проложены либо под трассой, либо над трассой. Можно ехать на одном круиз-контроле. На пути большое количество чистых зон отдыха, плохо только что без детских площадок. С прошлого года их начали делать на европейский манер.
Вообще мне Белоруссия очень нравится – есть что посмотреть и есть где хорошо отдохнуть. А люди там очень отзывчивые и доброжелательные.
К восьми часам вечера были в Бресте на границе с Польшей. Очереди не было. Приготовили паспорта, СТС, страховку на машину и багажник. Въехали на территорию Польши минут через 50.
В Польше практически нет highways. Построили лишь небольшие участки к чемпионату Европы по футболу. Во время нашего путешествия пункты оплаты не работали. Большинство же дорог страны представляют собой двухполосные «шоссе», проходящие через множество населенных пунктов, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но дороги вполне сносного качества. Т.е. за городом они могут иметь заплатки, волны (от фур), в городах так вообще кое-где всё в заплатках, но вездесущих российских ям нет нигде. Отмечу также очень приятную европейскую особенность дорожного строительства – перекрёстки за городом (да и в городах часто тоже) заменены круговым движением. Дёшево, красиво и безопасно. На больших перекрёстках диаметр круга запросто может быть больше 50 метров. Как правило, внутри круга разбивают цветники, устанавливают какие-либо скульптурные композиции. На побережье это могут быть копии маяков, старые баркасы, в городе – фонтаны, цветники, в промышленных районах – элементы какого-либо оборудования.
Дальше я буду описывать общие впечатления от посещения той или иной страны, а также места, которые следует посетить в обязательном порядке, иначе на обзор уйдёт слишком много времени.
Продолжение следует…